Как победить изжогу – Блог ДАЛС ЗДОРОВЬЕ

Как победить изжогу?

article

Изжога — неприятное ощущение жжения, возникающее в эпигастрии и распространяющееся вверх по пищеводу на грудь и область шеи. В зависимости от индивидуальных особенностей оно может появляться при разных положениях тела (стоя, сидя, лежа), при совершении наклона вперед. Дискомфорт часто сопровождается кислым или горьким привкусом во рту. На возникновение проблемы могут влиять различные факторы. Однако в любом случае ее нельзя недооценивать, так как данный симптом может свидетельствовать о заболеваниях пищеварительного тракта, а при отсутствии лечения приводить к серьезным последствиям.

1. Причины возникновения
  2. Способы устранения изжоги
  3. Коррекция образа жизни
  4. Медикаментозная терапия
  5. Хирургическое лечение
  6. Онлайн-курс «Как победить изжогу»

Вас мучают приступы изжоги? Вы устали от отрыжки и горечи во рту? Либо вы специалист и хотите получить ответы на актуальные вопросы по изжоге? Посетите онлайн-курс «Победить изжогу». Наши специалисты поделятся накопленными знаниями и помогут вам преодолеть проблему.

Изжога — одна из самых распространенных жалоб пациентов на приеме у гастроэнтеролога. Это не самостоятельное заболевание, а симптом различных нарушений в желудочно-кишечном тракте. В основе патогенетического механизма развития изжоги наиболее часто лежит гастроэзофагеальный рефлюкс — заброс желудочного содержимого в пищевод. Патологический процесс возникает вследствие недостаточного смыкания кардиального сфинктера (клапана, расположенного в области перехода пищеводной трубки в желудок).

Желудочный сок, основным компонентом которого является соляная кислота, и полужидкий химус (перевариваемая пища, пропитанная протеолитическими ферментами поджелудочной железы, желчью, иными веществами), попадая в пищевод, оказывают раздражающее действие на его слизистые оболочки. Это вызывает жжение и иные неприятные ощущения, характерные для изжоги.

С учетом выраженности симптоматики, частоты повторения приступов, связи с приемом пищи различают 3 степени тяжести изжоги:

1. Легкая. Дискомфорт в виде жжения за грудиной возникает приблизительно 1 раз в месяц. Неприятные ощущения провоцируются погрешностями питания, купируются самостоятельно, без специального лечения и коррекции диеты. Обычно сочетается с отрыжкой воздухом. Такая форма изжоги встречается у 50 % людей, не имеющих хронических заболеваний желудка, кишечника или других органов пищеварения.
  2. Умеренно выраженная (средняя). Изжога беспокоит от 1 до 3 раз в неделю. Ее появление отмечается после употребления разных пищевых продуктов, причем не только раздражающих слизистые желудка, но и нейтральных. Жжение часто сопровождается приступами тошноты, кислой отрыжки (желудочным соком), осиплостью голоса, кашлем.
  3. Выраженная (тяжелая). Изнурительная изжога, появляющаяся практически ежедневно. Сопутствующие симптомы: регургитация пищи из желудка в ротовую полость, тошнота, рвотные позывы, расстройство стула (поносы, запоры), боли в области эпигастрия. Приступы чаще возникают после приема пищи, реже натощак. Такая ситуация требует срочного обращения к врачу для прохождения диагностики и лечения.

Спровоцировать изжогу могут как внешние, так и внутренние факторы:

• вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем, кофемания);
  • переедание, несоблюдение режима питания, недостаточное пережевывание пищи;
  • чрезмерное употребление пряностей, цитрусовых фруктов, шоколада, жирной, острой пищи, сладостей, газированных напитков;
  • высокий индекс массы тела;
  • частые стрессы. Гормон стресса кортизол стимулирует выработку желудочного сока, который раздражая слизистую, вызывает изжогу;
  • бесконтрольное применение некоторых лекарственных препаратов (например, нестероидных противовоспалительных средств);
  • поднятие тяжестей, наклоны вперед, горизонтальное положение тела после еды;
  • чрезмерно тесная одежда, оказывающая компрессию на брюшную стенку;
  • слабость мышечных волокон пищевода (врожденная, приобретенная);
  • хронические соматические заболевания (гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, гиперсекреторный гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ахилия, опухоли, склеродермия с поражением пищевода, пищевод Барретта, иные патологии).

Причиной гастроэзофагеального рефлюкса часто является повышение внутрибрюшного и внутрижелудочного давления, которое может возникать при беременности, ожирении, желудочном стазе, запоре. Нарушение моторной функции желудочно-кишечного тракта иногда сопровождается образованием в кардиальном отделе «кислотного кармана», что также способствует появлению изжоги после приема пищи.

Способы устранения изжоги

Прежде чем приступить к лечению, необходимо пройти диагностику, выявить причины появления симптома и исключить органические патологии желудочно-кишечного тракта. Если врач не обнаружит серьезных нарушений, то, чтобы избавиться от изжоги, обычно бывает достаточно скорректировать питание и изменить образ жизни. В противном случае в комплексе с диетой понадобится медикаментозное лечение.

Коррекция образа жизни

Если изжога не является симптомом желудочного или кишечного заболевания, а вызвана некорректным пищевым поведением или стилем жизни, облегчить состояние помогут следующие рекомендации:

• принимайте пищу малыми порциями 4–5 раз в день;
  • последний прием пищи планируйте не позднее чем за 3–4 часа до отхода ко сну;
  • во время ночного отдыха располагайте голову и грудную клетку выше уровня талии, чтобы предотвратить попадание желудочного сока в пищевод;
  • постарайтесь снизить свой вес до нормальных значений;
  • после еды не принимайте горизонтальное положение минимум полчаса;
  • откажитесь от курения, приема алкоголя;
  • не используйте слишком узкую одежду и аксессуары (например, утягивающее белье, бандаж, тугие ремни), оказывающие чрезмерное давление на область живота;
  • минимизируйте употребление продуктов, усиливающих кислотообразование внутри желудка и повышающих внутрибрюшное давление (кофе, томаты, газированная вода, жиры, специи, пряности и т. д.);
  • ограничьте прием лекарств, снижающих тонус нижнего пищеводного сфинктера (м-холинолитики, нитраты) или провоцирующих эзофагогастропатию (НПВП).

Если периодически возникает изжога, необходимо снизить физическую нагрузку, в том числе подъем тяжестей (допустимо не более 8 кг). Не выполняйте наклоны торса вперед, исключите упражнения, требующие напряжения брюшного пресса.

Медикаментозная терапия

Лекарственная терапия осуществляется с учетом степени тяжести заболевания. Рекомендуемые схемы ведения пациентов с изжогой:

1. При эпизодической изжоге (1 раз в неделю или реже). Для устранения обжигающего ощущения можно использовать безрецептурные препараты из группы антацидов (Phosphalugel, Maalox) или альгинатов (Sodium alginate, Hemorrex), которые нейтрализуют кислоту желудочного сока. В некоторых случаях врач может рекомендовать прием малых доз блокаторов H2-гистаминовых рецепторов (Ranitidine, Cimetidine). Самостоятельный прием лекарств допустим не более 10 дней. Если улучшение не наступило, необходимо записаться на консультацию к гастроэнтерологу.
  2. При изжоге, возникающей более 1 раза в неделю, устанавливается диагноз ГЭРБ (на основании клинических симптомов и результатов эндоскопического обследования). При наличии повреждений слизистой оболочки желудка проводится курс лечения блокаторами H2-гистаминорецепторов в стандартной суточной дозе 14 дней. При низкой эффективности этих препаратов терапию дополняют ингибиторами протонной помпы (ИПП) — Omeprazole, Pantoprazole. Если у пациента выявлено нарушение моторики желудка, назначают прокинетики (Itopride). Они предотвращают регургитацию химуса в пищевод и снижают вероятность рецидивов.
  3. При изжоге на фоне высокой степени эзофагита проводится терапия повышенными дозами с постепенным понижением интенсивности на протяжении 1–2 месяцев (до исчезновения симптомов):
    • ИПП (антисекреторные препараты) — Omeprazole, Rabeprazole;
    • центральные антагонисты дофаминовых рецепторов — Domperidone.

Для повышения тонуса мышц нижнего пищеводного сфинктера и снижения эпизодов рефлюкса возможно назначение миорелаксантов центрального действия (Baclofen). Для купирования боли, возникающей при спазмах гладкомышечных волокон желудка, используют спазмолитические средства.

Хирургическое лечение

Вмешательство хирургов при изжоге может понадобиться в случае неэффективности неинвазивных методов. Типы операций:

• бариатрическая хирургия при ожирении;
  • фундопликация — операция для лечения гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ) и грыжи пищевода;
  • имплантация антирефлюксной системы LINX Reflux Management System.

Онлайн-курс «Как победить изжогу»

Курс «Победить изжогу» создан экспертами-гастроэнтерологами под руководством врача высшей категории И. Г. Пахомовой совместно с оздоровительным онлайн-сервисом «Далс Здоровье». Программа включает 9 уроков продолжительностью около 15–30 минут. Занятия проводятся с целью систематизации информации об изжоге и ее донесения до широкого круга населения.

Задача курса — объяснить людям актуальность проблемы и опасность изжоги для организма, научить справляться с неприятными ощущениями. Проект включает рассмотрение следующих вопросов:

• Какие причины могут вызвать приступ изжоги?
  • Каковы симптомы недуга?
  • Какие патологические процессы в организме можно перепутать с изжогой?
  • Какая самопомощь возможна при изжоге?
  • Когда следует обратиться к врачу?
  • Как проводят лечение специалисты?
  • Что произойдет, если не устранить причины, провоцирующие изжогу?
  • Какова профилактика появления патологических симптомов?

Тематический онлайн-курс от высококвалифицированного врача подходит всем, кто заинтересован в получении подробной информации об изжоге и способах ее устранения:

• желающим самостоятельно купировать приступы;
  • людям, находящимся в группе риска (курильщики, беременные, страдающие ожирением, заболеваниями ЖКТ).

Кроме того, курс рекомендован студентам медицинских ВУЗов, а также врачам общей практики и гастроэнтерологам, желающим узнать о современных тенденциях лечения ГЭРБ.

Шишова Ольга Ивановна профессор медицины, главный врач "Учебно-оздоровительного центра Целиус”, практикующий специалист с более чем 40-летней практикой.

Ольга Ивановна показывает, как при помощи простых средств самопомощи можно не только привести организм в порядок, но предупредить и избавиться от многих болезней.
Не упустите возможность узнать больше способов сохранения здоровья и на долгие годы забыть о болезнях.
БЕСПЛАТНЫЙ ВЕБИНАР
“КАК СОХРАНИТЬ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ. ЖИТЬ БЕЗ БОЛИ И НЕ БОЛЕТЬ”
ОТ ПРОФЕССОРА ШИШОВОЙ О.И.
Откуда берутся Ваши болезни и найдете правильный подход к лечению
Как перестать пить таблетки и навсегда победить боль
Почему кишечник - “второй мозг” и как он становится виновником Ваших болезней
На вебинаре Вы узнаете все причины своих недугов и 4 правила лечения любой болезни, а также поймете:
Как активировать защитные функции организма
ОНЛАЙН-КУРСЫ
от ведущих врачей и экспертов
БЕСПЛАТНЫЕ