Автор статьи: Татьяна Шелехова
Корпоративный психолог, организатор центра корпоративного развития “Культура личности”
Нас не учили конфликтовать, поэтому конфликт в голове русского человека – ссора, драка, злоба, месть и неприязнь. Работа не исключение, просто все эти озлобленные ссоры присыпают “пайетками воспитания” и выглядят они вполне удобоваримо. Без драк, но зубы каждый раз сжимаются при виде нелюбимого коллеги. Без мести, но обсуждая обидчика почему-то дрожат руки и скручивает живот. То, как мы видим конфликт дает реакцию на тело. Меняется состав крови, появляется больше негативных мыслей, снижается самооценка. Такая реакция является достаточно стрессовой для человека, и пока конфликт не разрешен – стресс становится хроническим.
В этой статье, вместе с корпоративным психологом, организатором центра корпоративного развития “Культура личности” разберемся как конфликты на работе разрушают здоровье сотрудников.
Любой специалист скажет, что хронический стресс разрушает не только душу, но и тело, потому что запущенные процессы не могут пройти бесследно.
А ко всему прочему человек не умеет выводить из себя накопленные негативные чувства. Так и получается, что поссорившись на работе, мы формируем внутри себя бомбу замедленного действия, которая рванет спустя время и отразиться на здоровье. Подавленная агрессия чаще всего затрагивает желудочно-кишечный тракт, проявляется в виде аллергических реакций и дерматитов, может выходить через головные боли.
Большинство людей так и говорят — все болезни от нервов и от части правы. Но просто знание этого не делает людей здоровыми.
Когда человек понимает взаимосвязь, он может начать искать выход: как снизить градус накала, как изменить реакцию, как помочь себе. Вариантов решения множество, но все они как пластырь — прикрывают больное место, не дают ране расползаться, но не освобождают от первопричины. Поэтому важно учиться конфликтовать продуктивно!
Суть любого конфликта – найти точку роста, расширить взгляд, получить новые вводные, встретиться с изменениями, услышать новое и дать возможность согласиться с новым. Если конфликтующие станут внимательно слушать друг друга без страха, что кому-то придется отказаться от своей точки зрения – может родиться конструктивный диалог. “Я знаю свое мнение и при этом я открыт новому мнению, и у меня нет задачи доказать что только мое мнение верное”.
Кроме умения говорить, важно разбираться с эмоциями: что я сейчас испытываю, какую свою потребность я хочу удовлетворить? Почему я воспринимаю слова коллеги как давление или негатив в свой адрес, а не как простое недовольство сложившимся? Эти вопросы здорово отрезвляют, а знание о том, что злость и злоба – это разные вещи, что можно злиться и это не будет разрушать очень помогают в построении отношений.
“Чужое мнение рождает мои вот такие чувства, мои чувства дают реакцию, я ее выбираю или это автоматическая реакция? А как бы я хотел реагировать, если бы мог выбирать? – примерно такой диалог можно запускать внутри в случае конфликта. Тогда можно осознавать что происходит и управлять этим.
Навык открытой коммуникации усиливает начатое дело и человек в конфликте учиться говорить про свои чувства, выяснять с чем связано поведение оппонента. Когда ты открыто спрашиваешь – это замечание мне как личности или о проекте и получаешь ответ – вариантов для домысливания становиться все меньше, а значит очень сильно снижается тревога относительно неопределенности.
Да, начинать прокачивать эти навыки не так то просто, сила привычки, инертность мышления – все это будет тормозить нас на пути к здоровым конфликтам, но тем не менее, однажды начав, можно каждый день делать маленький шаг и вы не заметите как уже через несколько месяцев перестанете болеть, начнете с удовольствием ехать на работу, снизится недовольство, а если начиналось выгорание – то и оно пройдет.
Что можно делать прямо сейчас чтобы конфликты на работе не влияли на здоровье:
- Изучать тему эмоционального интеллекта, практиковать проживание чувств, особенно тех, что не одобряются социумом.
- Учится навыкам ассертивного диалога.
- Одобрять себя даже если успехи небольшие, помогать себе теплыми словами.
- Найти единомышленников, ведь если несколько человек в коллективе будут идти в эту же сторону – вы придете быстрее.
- Поработать с установками про работу, там наверняка много мусора.
- Повышать самоценность, а не самооценку.
Отношения в коллективе – важная часть нашей жизни, и важно помнить: меняются люди, меняется взгляд на работу, на профессию, мы учимся, развиваемся, не стоит забывать и про “злую” часть коммуникации и учиться ссориться продуктивно. Это важный навык в современной офисной культуре, который не только помогает стать эффективным сотрудником, но и жить здорово, без больничных. Жесткие переговоры ушли в прошлое, в продажах все говорят про win-win, вот и в коллективе пора внедрять подобные методики переговоров и обсуждений, это хорошая возможность перевести агрессию из разряда ссор и зла в разряд движения к новому.
Ссылки на автора: